Коротко про аккумуляторы для электронного парения

Тема у розділі 'Элементы питания и зарядные устройства', створена користувачем Гарри Гудини, 19.12.2016.

  1. Гарри Гудини

    Гарри Гудини Участник

    Реєстрація:
    26.06.2016
    Повідомлення:
    539
    Симпатії:
    293
    Стать:
    Чоловіча
    Адреса:
    Хаджибей
    Форматы аккумуляторов:
    Для литиевых аккумуляторов введена система маркировки типов,и размеров аккумуляторов.Формат обозначается пятью цифрами,например:
    10440/14500/14650/16340/17335/17500/17670/18350/18490/18500/18650/18700/22650/25500/26650/32650
    Первые две цифры обозначают диаметр аккумулятора в миллиметрах,следующие три-высоту в миллиметрах.То есть формат 18350-говорит нам о том,что диаметр аккумулятора составляет 18 мм,а высота 3.5 сантиметра,26650-диаметр 2.6 см,высота 6.5 см,и так далее…
    Классификация аккумуляторов по химическому составу:
    Я не буду перечислять все типы химии которые встречаются в современных аккумуляторах,ограничусь только теми,что используются в электронных сигаретах.
    Lithium IMR или сокращённо Li-Mn — Литий Марганцевые(Lithium Manganese)
    Lithium Ion сокращённо Li-Ion — Литий Ионные
    Lithium polymer сокращённо LiPo — Литий Полимерные
    У каждого из хим. составов есть свои достоинства и недостатки,ни одна из технологий пока что не идеальна,а поскольку для нас важнейшим приоритетом является безопасность то оптимальным выбором будут IMR аккумуляторы.
    Li-Mn IMR аккумуляторы обладают самой безопасной химией и поэтому практически всегда поставляются без защитных PCB плат,более устойчивы к перегрузкам,стресс тестам,замыканиям и механическим повреждениям.Максимальный ток разряда у IMR существенно выше чем у Li-Ion аккумуляторов,но ниже чем у LiPo.IMR не портятся и не теряют ёмкости на высоких токах разряда,и их так же можно заряжать более высоким током,хорошо переносят зарядку на двух амперах,что сокращает время зарядки в четыре раза.При замыкании обычно сильно нагреваются до полной разрядки,но не взрываются.Введу всех вышеперечисленных факторов IMR получили наибольшее применение в механических модах, если у вас мехмод — про другие типы аккумуляторов можете забыть.
    Недостатком IMR является их объём,который для формата 18650 обычно составляет 1500-1600 mAh,и на жирных намотках,типа клэптона,заряда одного аккумулятора хватает в среднем на 15 минут парения.На сегодняшний день классическая IMR химия осталась в прошлом, в современных аккумуляторах её сменил гибридный тип IMR,это новый подкласс IMR, сочетающий более высокий объём заряда с присущей IMR производительностью и надёжностью.
    Li-Ion-общее название для огромного количества аккумуляторов с различной химией,и разными техническими характеристиками.Все Li-on аккумуляторы взрывоопасны в большей степени чем IMR,в связи с этим многие производители укомплектовывают Li-Ion банки защитными PCB платами.Li-on более чувствительны к перезаряду,или зарядке током выше 0.5 Ампер.После полной разрядки-далеко не каждый Li-on способен вернуться к жизни,так же им вредит цикл зарядки при котором аккумулятор не заряжается полностью.Все Li-on аккумуляторы имеют эффект памяти,и с каждым циклом перезарядки слегка теряют свою мощность,но с качественным зарядным устройством могут прожить достаточно долго.Объём заряда у Li-on аккумуляторов как правило больше чем у IMR,но на объём заряда могут повлиять условия эксплуатации,он сокращается при высоких или низких температурах,максимальный ток разряда Li-on ощутимо ниже чем у IMR.Самой опасной химией литий ионных аккумуляторов считается ICR-расшифровывается как Li-ion Rechargeable,буква «C» обозначает Кобальт,их как правило в обязательном порядке укомплектовывали защитой,сейчас ICR уже редкость.Помимо электронных сигарет литий ионные аккумуляторы применяются во множестве других устройств,ноутбуках,мобильных телефонах,планшетах,электробритвах,электро велосипедах и так далее.
    LiPo---самые взрывоопасные аккумуляторы,сверхчувствительны ко всему---КЗ,перезаряду,механическим повреждениям,высоким температурам,протечкам и так далее.При любом нарушении условий эксплуатации,имеют привычку устраивать весёлый бадабум своему владельцу.Данные аккумуляторы не съёмные,широко используются в принципиально разных китайских модах---от ЕГОшек до боксмодов типа iStick,коробках Smok и Kanger,и т.д.и т.п.
    Это были жирные минусы,но у липошек есть так же огромные преимущества--они не проседают под нагрузкой,держат высокий максимальный ток разряда в десятки раз дольше любых других аккумуляторов,при этом не греются под нагрузкой как литий ионные аккумуляторы.
    Взрываются LiPo всегда неожиданно.
    Если вы счастливый обладатель боксмода с LiPo аккумулятором,старайтесь держать его вдали от себя,хотя бы в то время когда не используете устройство.Не в коем случае не носите такой мод в заднем кармане брюк,и не кладите под подушку в спальне.
    Типы аккумуляторов — соотношение объёма с максимальным током разряда:
    Время от времени в тематических сообществах появляются публикации,авторы которых сравнивают совершенно разные типы аккумуляторов по тем или иным параметрам,смысла в подобных постах столько же как в сравнении спорт кара с погрузчиком.Выбирая аккумулятор не ориентируйтесь только на его объём,это последний параметр на который стоит обращать внимание,на первом месте стоит максимальный ток разряда — отталкивайтесь от него,подбирайте аккумулятор с подходящим под ваш девайс током разряда.Каждый аккумулятор выпускаются под какую-то свою задачу,с которой он справится лучше остальных.Условно все типы аккумуляторов можно разделить на пять основных групп:
    [​IMG]
    Типы аккумуляторов:
    Что же произойдёт если IMR аккумулятор группы E установить в 30-40 ваттный боксмод?В такой связке девайс будет супер безопасным,с хорошим навалом,но акки придётся менять два раза чаще.А когда аккумулятор из группы А попадает в мехмод с супер сабомной намоткой — проблем не избежать,в лучшем случае аккумулятор будет просто дико греться пуская газы,про навал на такой связке можно забыть,в худшем — шарахнет,а когда такое случается виноватым почему-то считают индустрию,производителей,кого угодно,всех,кроме пользователя.
    Максимальный продолжительный ток разряда:
    Или сокращённо CDR, расшифровывается как continuous discharge rate измеряется максимальный продолжительный ток разряда — в амперах.Каждый аккумулятор как правило имеет маркировку в которой буквами «А» или «С» обозначен continuous discharge rate. Например — 30 Amps или к примеру «15C»,с амперами думаю вам всё понятно.А «15C» — буквально означает что максимальный непрерывный ток разряда в амперах,будет равен Х15 от объёма аккумулятора.
    Допустим к вам в руки попала непонятная батарейка, из маркировки которой удалось понять только что она 1600 mAh и 15С,как узнать сколько это в амперах?Очень просто 1600 миллиампер часов = 1.6 ампер часу, умножаем 1.6 х 15 = 24 Ампера.
    Данная спецификация устанавливается производителем,является эталонным стандартом для сравнения разных типов аккумуляторов.
    Чтобы понятней объяснить что такое ток разряда, проведу наглядную аналогию.
    Представьте что каждая батарейка это цистерна с водой. Хотя цистерны производят разные фирмы, объём воды в каждой из них одинаковый.С батарейками то же самое,большинство литиевых аккумуляторов формата 18650 вмещают приблизительно одинаковое кол-во ионов,разница у брендовых ячеек Sony,Samsung,LG,Sanyo — не так значительна.
    Теперь к одной цистерне подключим шланг для полива цветочков на лужайке,а к другой пожарный брандспойт.
    Диаметр шланга — это и есть наш максимальный ток разряда.Думаю теперь вам стало понятно почему аккумуляторы с высоким током разряда,имеют меньший объём заряда.
    Если в вашей голове,уважаемый читатель,уже образовался некий контур понимания вопроса,следующее о чем вам захочется узнать--какой именно максимальный ток разряда как нельзя лучше подойдёт для ваших нужд — такой чтоб не взорвалось,наваливало,и не слишком часто менять аккумуляторы.
    Вычислить подходящий под ваши требования ток отдачи — очень просто,разделите вольтаж батареи или мода,на сопротивление спирали,возьмите в расчёт ± сопротивления намоток,которыми вы пользуетесь постоянно и получите ток разряда на который нужно держать курс.
    Наглядный пример для тех кто в танке:
    Допустим вы парите на оригинальном брендовом мехмоде с близкой к нулю просадкой, свежезаряженный аккумулятор 18650, ваша спираль имеет сопротивление 0.2 Ом,каким должен быть ток разряда?
    Проверяем с помощью мультиметра,что выдаёт ваш аккумулятор на выходе,допустим 4 вольта,делим четыре вольта на 0.2,получаем 20 ампер.
    Таким образом при помощи не хитрых вычислений можно понять,что аккумулятор с током разряда ниже 20 ампер,на спиральке 0,2 ома — использовать опасно.
    Что происходит когда ток разряда аккумулятора не соответствует сопротивлению спирали?
    Возникает тот же процесс что и при коротком замыкании,происходит тепловой разгон с выделением кислорода и водорода, разогретый электролит усиливает и зацикливает реакцию.
    Выделяемый в ходе реакции ядовитый газ—очень токсичен,при попадании в лёгкие может вызвать необратимые последствия.
    Батарейные блоки с двумя и более аккумуляторами:
    На боксмодах с несколькими батарейками используется один из двух типов подключения,характеристики устройства в частности максимальный ток отдачи или объём заряда,зависят от того какой именно тип подключения аккумуляторов выбрал производитель.Мы рассмотрим оба варианта.
    Последовательное подключение аккумуляторов — при таком способе подключения суммируется вольтаж,а объём заряда остаётся неизменным,например два аккумулятора на 3.7 вольт по 15 ампер каждый,подключенные последовательно будут выдавать 7.4 вольт,максимальный ток разряда при этом остаётся 15 Ампер.
    При эксплуатации устройств с последовательно подключенными аккумуляторами,есть одно важное правило,которого стоит придерживаться — не пихайте в них разные батарейки от разных производителей или с разной степенью износа, используйте связку из абсолютно идентичных аккумуляторов.
    Последовательное подключение аккумуляторов
    применяется в вариваттах с платами понижающими вольтаж,на таких устройствах как Sigelei 100W, IPV3, God Mod и так далее.И хотя объём заряда аккумуляторов при последовательном подключении не меняется,на практике электронная начинка позволяет расходовать заряд более эффективно.
    Параллельное подключение аккумуляторов — при таком способе суммируется максимальный ток разряда,а вольтаж не меняется,то есть два аккумулятора по 15 ампер подключенные параллельно — будут выдавать 30 Ампер и 3.7 вольт.Объём заряда при параллельном подключении тоже увеличивается,однако на практике вариватты использующие параллельное подключение с повышайкой вольтажа — разряжают аналогичный объём заряда аккумов быстрее последовательных понижаек.
    В мехмоды с параллельным подключением можно вставлять любые аккумуляторы,будучи установленными они распределяют заряд равномерно,запитывая друг-друга.
    Чаще всего параллельное подключение применяется в механических боксмодах для сабомного вейпинга,толстых койлов типа клэптона и так далее.
    Производители аккумуляторов:
    Собственные ячейки производят только крупные фирмы Panasonic,Samsung,LG,Sony.Конкретно батарейки,как готовый продукт они не выпускают,а продают сами банки производителям других устройств,таких как ноутбуки,электро-велосипеды и так далее.
    Мелкие китайские фирмы,такие как AW,Efest,Imren,Soshine,Subohmcell,MXJO и ещё с пол сотни других — не имеют собственных производств,и занимаются тем что заклеивают в свою плёнку банки других брендов,в лучшем случае от панасоника и самсунга.
    Пионером перепаковки был бренд AW,фирму организовал китайский любитель фонариков.Все аккумуляторы AW тестируются перед перепаковкой,маркировка идёт в точном соответствии с результатами теста.Первые партии аккумуляторов AW приобретались любителями фонариков, затем к целевой аудитории бренда подтянулись вейперы.В сегодняшних реалиях аккумуляторы AW уже мало кому интересны,линейка предлагаемого ассортимента не расширяется,а большая часть аккумуляторов AW морально устарела.
    Efest — фирма снабжает аккумуляторами половину всех вейпшопов,как фирменными сони и панасониками,так и своими сереневыми акками.Независимые эксперты проводившие тестирование их аккумуляторов пришли к выводу что маркировка некоторых моделей батареек Efest не всегда соответствует реальным параметрам.
    TrusrFire и UltraFire — китайские производители фонариков,для комплектации своих изделий используют самые дешёвые,третьесортные,кобальтовые аккумуляторы,с низким током разряда.На фонариках такие аккумуляторы кое как работают,но использовать их в электронных сигаретах — опасно для здоровья.
    Советы по приобретению аккумуляторов:
    Все брендовые аккумуляторы,включая AW и Efest часто подделывают,приобретать их на е-бае,или китайских барахолках типа фасттека настоятельно не рекомендуется,так как не известно что вам пришлют.
    Несоответствие заявленных параметров с реальными — явление не редкое,перед приобретением проверьте вашу батарейку по информационной базе аккумуляторов:
    http://www.dampfakkus.de/akku_liste-nach-groesse.php?size=18650
    там можно найти результаты независимого тестирования для большинства литиевых аккумуляторов.



    =============================================================================================================================================

    Буквенная маркировка Li-ion аккумуляторов обозначает технологию и химический состав элемента:
    первая буква I обозначает литий-ионную технологию производства
    вторая буква C/M/F/N обозначает химический состав элемента
    С - кобальтовая
    M - марганцевая
    F - железофосфатная
    N - никель-марганцевая
    третья буква R означает, что это перезаряжаемый аккумулятор (Rechargeable)
    Наиболее распространённые маркировки Li-ion аккумуляторов:
    ICR - аккумулятор на основе кобальта
    INR - аккумулятор на основе никеля и марганца
    IMR - аккумулятор на основе марганца
    NCR - специфическая маркировка аккумуляторов Panasonic - аккумулятор на основе никеля и кобальта c оксидом алюминия в качестве изолятора

    Как определить дату выпуска Li-ion аккумуляторов 18650
    Дата выпуска аккумуляторов 18650, а также Li-ion аккумуляторов других размеров (14500, 16340, 26650 и др.), указана на каждом аккумуляторе, но она зашифрована в маркировке аккумулятора в виде буквенно-цифрового кода, который у разных производителей - разный.Зная,где располагается маркировка даты выпуска и что означает каждый элемент шифра,Вы сможете быстро и легко определить дату выпуска Ваших аккумуляторов.
    Дата выпуска аккумуляторов 18650 LG
    Маркировка Li-ion аккумуляторов LG состоит из 2х строчек.Первая строчка содержит название модели аккумулятора.Дата выпуска аккумуляторов 18650 LG зашифрована в первых четырёх цифрах второй строчки маркировки.
    Первая буква обозначает год выпуска аккумулятора:
    J – 2010 г.
    K – 2011 г.
    L – 2012 г.
    M – 2013 г.
    N – 2014 г.
    O – 2015 г.
    P – 2016 г.
    Три цифры после буквы обозначают день выпуска аккумулятора по порядку от 1 января до 31 декабря из расчёта 365 дней в году.Для удобства определения дня и месяца приведём интервалы для каждого месяца:
    001-031 - январь
    032-059 - февраль
    060-090 - март
    091-120 - апрель
    121-151 - май
    152-181 - июнь
    182-212 - июль
    213-243 - август
    244-273 - сентябрь
    274-304 - октябрь
    305-334 - ноябрь
    335-365 - декабрь
    [​IMG]

    Дата выпуска аккумуляторов 18650 Samsung
    Есть 2 варианта маркировки даты выпуска аккумуляторов Samsung - на защитной плёнке (термоусадке) и под защитной плёнкой (под термоусадкой).Они могут совпадать или не совпадать.
    Вариант 1 - маркировка даты выпуска на термоусадке
    Маркировка Li-ion аккумуляторов 18650 Samsung состоит из 3х строчек.Первая и вторая строчки содержат информацию о моделе аккумулятора и типе элемента.Дата выпуска аккумулятора зашифрована в последних 4х символах 3-й строчки маркировки.
    Первая цифра означает филиал корпорации Samsung, где был произведён аккумулятор.
    Вторая буква обозначает год выпуска аккумулятора:
    Y
    - 2005 г.
    L - 2006 г.
    P - 2007 г.
    Q - 2008 г.
    S - 2009 г.
    Z - 2010 г.
    B - 2011 г.
    C - 2012 г.
    D - 2013 г.
    E - 2014 г.
    F - 2015 г.
    G - 2016 г.
    H - 2017 г.
    и т.д.
    Третья буква или цифра обозначает месяц выпуска аккумулятора:
    1 - январь
    2 - февраль
    3 - март
    4 - апрель
    5 - май
    6 - июнь
    7 - июль
    8 - август
    А - октябрь
    В - ноябрь
    С - декабрь
    Четвертая цифра обозначает неделю выпуска аккумулятора - с 1-й по 5-ю.
    [​IMG]


    Вариант 2 - маркировка даты выпуска под термоусадкой
    Под защитной плёнкой просвечивается маркировка,которая обозначает дату выпуска,например JOF4 или F9FT.Сочетание буквы и цифры,либо двух букв,вторая их которых A, B или С обозначают год и месяц производства аккумулятора.
    Обозначения года выпуска аккумулятора:
    Y
    - 2005 г.
    L - 2006 г.
    P - 2007 г.
    Q - 2008 г.
    S - 2009 г.
    Z - 2010 г.
    B - 2011 г.
    C - 2012 г.
    D - 2013 г.
    E - 2014 г.
    F - 2015 г.
    G - 2016 г.
    H - 2017 г.
    и т.д.
    Обозначения месяца выпуска аккумулятора:
    1 - январь
    2 - февраль
    3 - март
    4 - апрель
    5 - май
    6 - июнь
    7 - июль
    8 - август
    А - октябрь
    В - ноябрь
    С - декабрь
    [​IMG]


    Дата выпуска аккумуляторов Panasonic
    Дата выпуска аккумуляторов 18650 Panasonic определяется по маркировке,указанной на каждом аккумуляторе возле контакта "минус".Маркировка имеет 4 цифры либо комбинацию из 3х цифр и одной буквы.
    Например, на аккумуляторе нанесена маркировка "5203":
    [​IMG]

    Первая цифра - это год (2015)
    Вторая цифра - это месяц (2 - февраль)
    (Месяцы с января по сентябрь маркируются цифрами 1-9, с октября по декабрь - буквами, соответственно X, Y, Z)
    Третья и четвертая цифра - это число месяца (03)
    Таким образом, маркировка 5203 означает дату производства 3 февраля 2015 г.
    Дата выпуска аккумуляторов Sony
    Маркировка Li-ion аккумуляторов Sony,как и LG, состоит из 2х строчек.Первая строчка содержит название модели аккумулятора.Дата выпуска аккумуляторов 18650 Sony зашифрована в четырёх их последних пяти символов второй строчки маркировки.
    Первая буква обозначает год выпуска аккумулятора:
    A
    – 1992 г.

    T – 2011 г.
    U – 2012 г.
    V – 2013 г.
    W – 2014 г.
    X – 2015 г.
    Y – 2016 г.
    Z - 2017 г.
    как будет обозначаться год после 2017 г. пока не известно.
    Вторая буква обозначает месяц выпуска аккумулятора:
    A – январь
    B – февраль
    С – март
    D – апрель
    E – май
    F – июнь
    G – июль
    H - август
    I - сентябрь
    J – октябрь
    K – ноябрь
    L – декабрь
    Третья и четвертая цифры обозначают день месяца, когда был выпущен аккумулятор - от 1 до 31.
    [​IMG]




    с уважением Вячеслав
     
    Останнє редагування: 19.12.2016
    cih, valentinn, Vaper@ua та 16 іншим подобається це.
  2. KEEPPOWER UKRAINE

    KEEPPOWER UKRAINE Li-Ion элементы / продажа Друзья форума

    Реєстрація:
    15.03.2015
    Повідомлення:
    1.066
    Симпатії:
    650
    Адреса:
    Сумы
    Интересно увидеть маркировку IMR у кого-то из производителей аккумуляторов Panasonic, Sanyo, LG, Samsung, Sony. А ведь нет такой маркировки, соответсвенно данная статья вводит этим в заблуждение!
     
    Liverro та BlackBox подобається це.
  3. Avtodok682

    Avtodok682 Досвiдчений

    Вік:
    48
    Реєстрація:
    13.05.2015
    Повідомлення:
    360
    Симпатії:
    581
    Стать:
    Чоловіча
    Адреса:
    Конотоп
    Изложенная ТСом информация, хорошо подготовленный к восприятию материал, целью которого - донести до обычного пользователя данного ресурса нужные сведения.
    И не важно, какими источниками пользовался автор . Тема получилась познавательная,помогающая новичкам в парении получить необходимый уровень информации ,не прибегая к многочасовым поискам. Имхо конечно. Автору однозначно +:good::hi:
     
    Останнє редагування модератором: 30.01.2017
    mirek та Гарри Гудини подобається це.
  4. Гарри Гудини

    Гарри Гудини Участник

    Реєстрація:
    26.06.2016
    Повідомлення:
    539
    Симпатії:
    293
    Стать:
    Чоловіча
    Адреса:
    Хаджибей
    Avtodok682, :hi:
     
  5. vaper_in

    vaper_in Досвiдчений

    Реєстрація:
    12.09.2016
    Повідомлення:
    0
    Симпатії:
    561
    Стать:
    Чоловіча
    Адреса:
    kharkov
    Да,на самом деле,понятно и легко было прочитать даже ночью:) Спасибо!
     
  6. gricha

    gricha Участник

    Вік:
    41
    Реєстрація:
    21.11.2015
    Повідомлення:
    202
    Симпатії:
    100
    Стать:
    Чоловіча
    Адреса:
    Харьков
    Хороший материал, информативный. Особенно маркировка аккумов полезна в одном месте разных производителей.
    Единственное в такой теме хотелось бы закрыть вопрос про последовательное-паралельное соединение аккумуляторов. Вроде и понимаю, но хочется что б наверняка :-)
    Например спираль 0,25 Ом, напруга 4 Вольта, мощность 64 Ватт, нагрузка получается 16 Ампер. Данная нагрузка разделяется на все аккумуляторы равномерно что при параллельном их соединении, что при последовательном? То есть, если аккума два, то нагрузка на каждый будет 8 Ампер при любом подключении?
    Либо еще проще с платой без особых вычислений - при парении на экране мода показывает Ампераж, что бы понять тянут ли аккумы данную намотку и мощность, можно просто ампераж разделить на кол-во аккумов в моде и пофик как они там соединены?
     
  7. Гарри Гудини

    Гарри Гудини Участник

    Реєстрація:
    26.06.2016
    Повідомлення:
    539
    Симпатії:
    293
    Стать:
    Чоловіча
    Адреса:
    Хаджибей
    Теория на пальцах
    Элемент, ячейка, «банка», «батарейка» — то, что накапливает и отдает энергию. От аккумуляторных элементов зависят все характеристики батареи.

    Батарея — это уже набор из многих элементов. Несколько ячеек соединяют в батарею, когда характеристик одной ячейки мало. Если соединить последовательно — растет напряжение. Если параллельно — увеличивается емкость батареи. Может включать в себя не только банки, но и всякую там управляющую электронику.

    Напряжение — это то, с какой силой батарея может ударить током в потребителя. Является лишь характеристикой аккумулятора, от потребителя не зависит.7 Измеряется в вольтах (V).

    Сила тока — чем она больше, тем больше жрет потребитель электричества. Измеряется в амперах (A).

    [​IMG]Емкость — характеристика аккумулятора, измеряется в ампер-часах (Ah). К примеру, емкость в 2Ah означает, что аккумулятор может отдавать ток в 1A два часа и в 2A — один час.

    Емкость аккумулятора также зависит от разрядного тока. Обычно чем он больше, тем емкость меньше. Производители аккумуляторов обычно указывают емкость, полученную при разряде каким-нибудь мизерным током в 100mA.

    Справа показаны характеристики Li-ion-аккумулятора, который разряжают при разной силе тока. Чем ток выше, тем кривая разряда ниже.

    C — буква латинского алфавита, которой измеряют отношение силы тока к емкости аккумулятора, то есть во сколько раз ток превышает емкость. Если аккумулятор имеет емкость 2Ah и разряжается при токе в 4A, то можно сказать, что он разряжается при токе в 2C. Все дело в том, что чем больше емкость аккумулятора, тем проще ему отдавать ток, и поэтому такой характеристикой пользоваться удобнее, чем просто амперами.

    Энергия — та характеристика, которая позволяет сравнивать аккумуляторы с разным напряжением. Измеряется в ватт-часах и грубо вычисляется путем умножения напряжения на аккумуляторе на его емкость. Численно равна площади фигуры под кривой разряда.

    Попугаи емкости и ватт-часы энергии
    Предположим, у нас есть две батарейки одинаковой емкости — 2200mAh. Но одна из них — литий-ионная, а другая — никель-металлгидридная.

    Вопрос: означает ли это, что в обоих аккумуляторах одинаковое количество энергии? Будет ли одно и то же устройство работать от обоих банок одинаковое время?

    [​IMG] vs [​IMG]

    На самом деле, глядя лишь на характеристику емкости, нельзя сравнивать энергию, которую может накопить и отдать аккумулятор. Для этого нужно знать номинальное напряжение на нем.

    Грубо прикинуть количество энергии в ватт-часах можно, умножив номинальное напряжение аккумулятора на его емкость. И у нас получится:

    • Для NiMH: 1.2 вольт * 2.2 ампер-часа = 2.64 ватт-часа
    • Для Li-ion: 3.7 вольт * 2.2 ампер-часа = 8.14 ватт-часа
    ...что энергия Li-ion-аккумулятора той же емкости — в 3 раза больше, чем NiMH.

    Но это всего лишь грубая «прикидка». Так, напряжение в 1.2 вольта на NiMH-элементе — это максимальное напряжение, соответствующее полному заряду аккумулятора. При разряде оно будет только падать, и реальная энергия будет немного меньше 2.64 ватт-часов. Тем не менее, именно такой способ расчета энергии аккумулятора мы будем использовать для сравнения их характеристик.

    Li-ion — литий-ионные
    [​IMG]

    + Обладают самой высокой энергоплотностью.

    Быстро разряжаются при использовании на морозе.

    Вы, может быть, испытывали это вредное свойство, если пользовались мобильным телефоном зимой на улице. Батарея волшебным образом разряжается, и вы остаетесь без связи.

    Портятся при разряде ниже 2.5V.
    Взрывоопасны при перезаряде выше 4.2V.

    [​IMG]Именно поэтому многие Li-ion-банки имеют под корпусом специальную плату, которая отключает ток при напряжении ниже 2.5V или выше 4.2V. Такие батарейки имеют слово «protected» («защищенные») в названии. Незащищенные же банки (unprotected) без специальной платы использовать в батарее нельзя. Подробнее о защите Li-ion-батарей и о их балансировке смотрите ниже.

    Теряют емкость со временем, даже от простого лежания на полке.
    Особенно быстро теряют емкость при высокой температуре.

    Именно поэтому так быстро приходят в негодность батареи ноутбуков. Располагаются они близко к центральному процессору и видеокарте, которые сильно греются, да еще и с постоянным 100%-ным зарядом — все условия для того, чтобы быстро умереть. Вот такие данные приводит battery university:

    температура при хранении с зарядом в 40% при хранении с полным (100%) зарядом
    0°C теряет 2% за год теряет 6% за год
    25°C теряет 4% за год теряет 20% за год
    40°C теряет 15% за год теряет 35% за год
    60°C теряет 25% за год теряет 40% за 3 месяца
    Популярный типоразмер для литий-ионных «банок» — 18650 (18мм в ширину и 65 в длину). Именно такие используются в батареях ноутбуков. Возможно, вы их никогда не видели за пластмассовым корпусом батареи, но иногда их можно там нащупать. Такие же используются в спортивном электромобиле Tesla Roadster.

    Li-polymer — литий-полимерные
    [​IMG]

    + Полностью совместимы с Li-ion.
    + В отличие от Li-ion, могут отдавать сильные токи — 10—40С.
    + Могут быть какой угодно толщины и формы. Подходят для питания совсем миниатюрных устройств, вроде шпионских штучек.
    + Продаются, как правило, в уже собранной батарее, с защитными платами и шлейфами для балансировки — удобно!
    Еще более взрыво- и пожароопасны.
    Еще хуже работают на морозе. Посмотрите, например, на такой график разряда:

    [​IMG]

    LiFePO4 — литий-железо-фосфатные
    [​IMG]

    Дальнейшая эволюция литиевых батарей. Аккумуляторы будущего. В отличие от Li-ion, они:

    + не боятся мороза;
    + не пожароопасны;
    + отдают токи до 50C;
    + могут быть заряжены сильным током за 15 минут;
    + имеют огромное число циклов заряд-разряд (2000-8000 до потери 20% емкости2);
    + практически не подвержены потере емкости при хранении3.

    Недостатки по сравнению Li-ion:

    стоят дороже и имеют меньшую емкость;
    имеют меньшую энергоемкость;
    не совместимы с привычными Li-ion-элементами из-за другого диапазона напряжений — 2—3.65V.

    И так же, как Li-ion, требуют соблюдения своего диапазона напряжений — 2—3.65V.

    Наиболее уважаемая компания на рынке LiFePO4 батареек — A123 Systems. Она же и разработала эту технологию.

    Популярный типоразмер для «банок» — 26650 (26мм в ширину и 65 в длину) — был введен с подачи той же A123 Systems.

    LiFeYPO4 — литий-железо-иттрий-фосфатные
    Разновидность литиевых аккумуляторов, о которой мне ничего не известно, кроме того, что добавление иттрия увеличивает число циклов заряд-разряд. Ну, поживем — увидим.

    Lead-Acid — свинцово-кислотные
    [​IMG]

    Обладают самой низкой энергоплотностью.
    Медленно заряжаются — до нескольких часов!
    На высоких токах (по их меркам — это то, что выше 0.1C) могут не отдать и половины емкости батареи.
    Очень чувствительны к температурам.
    Имеют малое число циклов заряд-разряд — от 200 при жестком обращении до 800 при щадящем.
    В случае обслуживаемого аккумулятора — требует ухода.
    + Чертовски дешевы!

    Хотелось бы упомянуть здесь старые-добрые свинцово-кислотные аккумуляторы. Потому что у каждого читателя наверняка возникнет вопрос — а на кой черт все это надо, когда в любом магазине автозапчастей можно купить ящик на 12 вольт? Почему мы не будем их здесь рассматривать?

    • Во-первых потому, что свинцово-кислотные аккумуляторы продаются уже собранными в батарею на 6—12V, что никак не сходится с названием этой статьи.
    • Во-вторых, свинцово-кислотные батареи — настолько обширная тема, что достойна еще парочки статей.
    • В-третьих, я считаю их слишком тяжелыми для разных интересных вещей.
    Все это не отменяет того, что свинцово-кислотные аккумуляторы — отличная штука, когда нужна дешевая энергия.
     
    cih, Igor232, indus та ще 1-му подобається це.
  8. 5hark

    5hark Досвiдчений

    Вік:
    36
    Реєстрація:
    22.06.2017
    Повідомлення:
    158
    Симпатії:
    464
    Стать:
    Чоловіча
    Адреса:
    Dnipro
    О


    . iPhone используя Tapatalk
     
Завантаження...

Поділитися цією сторінкою